Так она под российские законы, на Украине может не проканать, там наверное свои нюансы в законодательстве :) Ну ладно, хай будет, может кому и пригодится.
Долгий путь из чермета. Как и у всех любителей ретро, у меня иногда встает проблема отсутствия нормальных доков на ретро аппараты. Без доков им путь на свалку или на разбор. Что лично меня очень печалит. Есть несколько способов легализации, иногда применяемых с успехом, иногда вызывающих холивары. Здесь приведу личный опыт самого сложного возможного случая, чтобы показать, что при желании возможно «оживлять» даже совсем безнадёжные с легальной точки зрения аппараты. Кроме краденых, разумеется, чтить уголовный кодекс нужно всегда.
Волею судеб я стал владельцем данного аппарата.
https://yadi.sk/i/gXZixN9N3E4SLM Помимо печальной комплектации у него ещё и не было документов. Совсем. Даже следов предыдущих хозяев и учета. Честно говоря, и в криминальной его чистоте я был не совсем уверен. Да и хозяин наотрез отказался подписывать договор купли-продажи. Так что покупать технику в такой ситуации может только полный идиот, никогда так не делайте! Хотя я именно так и поступил, за что и поплатился. Но первый оппозит как первая любовь не должен был исчезнуть просто так, поэтому я решил за него подраться с гаишно-карательной системой. Глупость в квадрате, скажут скептики и наверное будут правы.
Итак, для успеха нужно две вещи: вера в него, и знание законов. Первое, что нужно знать из второго – что ТС, это вещь, самая обычная вещь, даже если гаишники и «советчики» с форумов думают иначе. Соответственно, к ней применимы все положения вещного права. Как же можно легально заполучить вещь, если она может иметь неясную историю, без риска хотя бы для любимого себя? Правильно: найти её. Сразу скажу что такой способ жутко геморный, требует кучи лишних действий и применять его имеет смысл только в совсем запущенных случаях, но тем не менее рабочий.
Где «искать»? Гражданский кодекс накладывает на нашедшего чужую вещь ряд требований, которые нужно чётко исполнить. Во-первых, искать надо в общественных местах, никому конкретно не принадлежащих и не находящихся в зоне ответственности юридических или физических лиц. Идеальный вариант – где-нибудь в лесу, или прибрежной полосе, то есть там, где в принципе невозможно наличие владельца земли, где будет «обнаружена» наша находка.
Во-вторых, добросовестный гражданин должен немедленно уведомить местную полицию. На практике это означает просто позвонить 02 и объяснить в чем дело. Скорее всего дежурный не будет выслушивать вас и спросит куда прислать дежурный наряд, чтобы они разобрались на месте. Приезжает наряд, пишете заявление, вам дают талон-уведомление, талончик сохраняем, далее можно расслабиться на полгода. В заявлении пишете, что принимаете вещь на ответственное хранение по такому-то адресу - обычно полицейские и сами рады не связываться, но если попадутся упорные товарищи, это нужно чтоб технику не забрали на штрафстоянку. С вас потребуют расписку-это нормально. За эти полгода полиция будет пробивать технику по всем своим базам и далее возможны варианты:
1. Не нашлось (мой случай) – придёт письмо, что номенклатурное дело заведено, и…все.
2. Выяснились ФИО предыдущего владельца. Без паники. По ГК он, либо его правопреемник должен прийти к Вам и предъявить права на мот, если за полгода никто не пришёл – действуем так же как и п. 1. Если пришёл, что маловероятно, то либо составляете дкп, либо имеете право вчинить ему счёт за хранение.
3. Криминал – ХЗ что делать, очень зависит от полиции. Если по каким-то причинам вернуть собственнику ваш мот не удастся, то можно опять же действовать аналогично п.1.
После полугодового антракта начинается вторая часть марлезонского балета – судебная.
Прежде чем подавать исковое, надо определиться кто будет ответчиком. В некоторых регионах ГИБДД не является отдельным юрлицом и ответчиком быть не может. В таком случае ответчиком указываем местное управление МВД, иск подаётся в районный суд по адресу ответчика. В мировые обращаться не надо – спор о правах не в их компетенциях, даже если сумма иска небольшая.
Далее возможно что угодно, поэтому описываю что было в моем конкретно случае. Я в иске заявил признание права собственности и понуждение ответчика поставить ТС на учет.
https://yadi.sk/i/HZ0PsuoO3E4PmM К иску приложил доки из полиции и фоты мотоцикла и номеров агрегатов. МВД против моей собственности ничего не имело против, а насчёт обязанности своего подразделения мою собственность зарегистрировать, заявило, что как только я стану законным собственником, то ГИБДД должно зарегистрировать его и так, это ее прямая обязанность согласно законам. В общем звучало все очень логично и конструктивно, я особо ерепениться не стал – откуда же мне тогда было знать, что юрист из УМВД живёт в одном мире, а ГИБДД УМВД – в совершенно другом.
В своем решении судья так и написала, что я признан собственником, но второе требование заявлено преждевременно. А так как каждое свое решение она обязана чем-то обосновать, то в решение были насыпаны цитаты изо всех гаишных положений типа «во имя безопасности дорожного движения и бла-бла».
https://yadi.sk/i/xS1GyCiZ3E4SWw В общем, формулировки мне сразу не понравились, ну ладно, я ж собственник в конце концов, имею полное право исполнить свою обязанность по регистрации. Поэтому с такими благими намерениями я забронировал время на госуслугах, забросил мотоцикл в машину и поехал в ГИБДД за ПТСкой.
Внезапно, сотрудники ГИБДД не бросились исполнять свою законную обязанность, диалог с инспектором за стеклом вообще начался с сакраментальной фразы
- у вас модель указана неверно, у вас Урал, а написано какой-то м-72н
- все верно, эта модель выпускалась когда Уралов и в помине еще не было
- у нас в базах такой нет
- ну значит база неполная, а я-то почему должен страдать? Тогда смотрите просто м-72, он точно должен быть.
- все равно не зарегистрируем, ПТС же у вас нет?
- конечно нет, его в лесу рядом с мотоциклом не валялось, я проверял
- ну вот, сами же видите
- что я должен видеть? Вы выдаёте дубликаты птс вместо потерянных. Вот, считайте его потерянным.
- интересно, а на основании чего это я должен выдать вам птс?
- перед вами судебное решение с отметкой о вступлении в законную силу, обязательное к исполнению, вот на основании его и выдавайте
- Хм, обязательное? А вот здесь написано, что регистрировать мы не обязаны – и тычет в те самые витиеватые формулировки – владеть владейте , а регистрировать не будем. Ладно, идите на осмотр, а мы пока придумаем что вам в отказе написать.
Вот такой вот «звериный оскал карательной системы» - у инспектора даже не возникло мысли исполнить судебное решение, все мысли были о том, за что зацепиться чтобы его не исполнять. Инспектор на площадке оказался благодушнее, все осмотрел как надо, и в базах данные «отсутствующей модели» сразу нашёл. Сразу видно, что человек технику любит, мы с ним ещё языками минут на двадцать зацепились, но из каптерки он вышел наставленным на истинный путь, извинился, посоветовал в следующий раз приезжать хоть с какой коляской «одолжи на осмотр у кого-нибудь» – именно эта модель выпускалась только с безномерной коляской, потому одиночку на учет не поставят. Отказ в итоге написали рукописный на заявлении, со ссылками на пп.…. в общем все сводилось к тому, что нет птс – нет регистрации.
https://yadi.sk/i/O9aEct9s3E4SqN Ну хорошо, по крайней мере сейчас уже не будет «преждевременного требования», пришлось снова идти в суд с новым иском, теперь уже по понуждению к выдаче птс и регистрации, благо хоть я теперь законный собственник.
https://yadi.sk/i/F1ri6MVn3E4T26 Ответчик снова УМВД, снова не ходят на заседания, снова начинаются ответы из параллельной с ГИБДД и не пересекающейся вселенной. На первом заседании было придумано что «в регистрации отказано так как тс возможно собрано из частей, ранее не составлявших единое целое». Ладно, на следующее притащил то, что осталось от шильдика и его фотографию с пояснениями для подшивки к делу. Красиво оформил, чтоб это доказательство осталось в деле.
https://yadi.sk/i/vIwAA4uY3E4T8A На втором заседании появилась версия что «в регистрации отказано так как безопасность тс не может быть ничем подтверждена». МВД-шные юристы закидывали писульки из серии «а вдруг если….», а судья очень чутко на них реагировала и было сложно ее переубедить. Пришлось взять тайм-аут и попытаться починить «испорченный телефон» перепиской с самими гаишниками, а не говорящей головой из юротдела.
Для начала написал заявление в свободной форме с требованием выдать птс на имя начальника ГИБДД.
https://yadi.sk/i/Jpof0jVk3E4TKF Отправил заказным по почте. Долго ждал ответа. Не дождался. Следов не нашел ни на почте, ни в канцелярии.
Потом я позвонил нач. Мрэо, спросил что же конкретно их не устраивает в моем мотоцикле. Сначала снова началась баланда про то что «а может он из запчастей собран», но потом по мере разбития его аргументов промелькнула истинная причина их упорства – «а вдруг он к армии был приписан». Ушлость армейских прапорщиков всем известна, бардак с учетом на военных складах тоже. Вот доблестные гаишники и боялись за свои пятые точки, если они поставят найденыша на учет, а он вдруг всплывет в какой-нибудь армейской ведомости. Ну что-же, отлично, все эти старые учеты - это прямое нарушение моих прав настоящего собственника, теперь надо было это подтвердить документально, заставить их в этом признаться на бумаге. Мне это так и не удалось!!! Все изощренные попытки заполучить истинный ответ блокировались не менее изощренными и очень размытыми отписками опытных бюрократов.
Ладно, вторую писулю написал уже нач. Мрэо через электронную приемную в более жёсткой форме, с перечислением возможных вариантов. Последним пунктом попытался все же вытянуть из них правду – ага!
Через месяц получил ответ от 1-го зама. Длинную, пространную повесть на 4 листа, вообще не привязанную к моим пунктам, плавно обтекающую все острые вопросы и заканчивающуюся словами «также поясняю, что деятельность МРЭО ГИБДД основана на неукоснительном соблюдении норм и правил бла-бла». Ну что же, раз такая заявка была озвучена, грех было по ней не вдарить. Следующее письмо писал уже ему.
Снова пришел ответ от нач. МРЭО. Карусель, однако, по перекладыванию бумажек. Они и в этот раз умудрились не ответить прямо на вопрос. Но, тем не менее, хоть и вскользь, но истинная причина там прозвучала. Ладно, усилю ее в заявлении на возобновление дела. Быстро набиваю заявление в суд, распечатываю все простыни, и отправляю заказным по почте. Оппа, на следующий день приходит еще одно письмо, выдержанное в мажорно-бравурном тоне. «Уели мы тебя, смерд, сиди тихо и не лезь куда не надо» - прямо читается между строк. Хе-хе, опоздали немножко, дружки, заява в суд уже уехала, но я ж человек воспитанный, и конечно же со всей подобающей вежливостью высказал свое «фи», отправил им через электронную приемную, а заодно распечатал обе бумажки чтоб показать на заседании.
Ну дальше было уже дело техники. Вызвали меня на предварительное слушание, УМВД не явилось да еще и написали чтоб «и это и все последующие заседания проводились в их отсутствие» - ага, значит выдохлись и история им уже надоела. Тем лучше, пусть принимают рок со смирением. По судье было видно, что ей бы тоже бы уже бы сбагрить это все и забыть. Я рассказал свою версию событий и свою трактовку каждой гаишной писульки, возразить на это было некому. На основном заседании вообще все прошло как по маслу, я отказался от требования заставлять их регистрировать мот, ограничившись только выдачей ПТС, а то жадность один раз уже подгадила.
Ну что же, имея на руках такое замечательное решение, вступившее в законную силу (МВДшники не стали ничего оспаривать) можно приступать к реставрации уже ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, а не металлолома. Вот такая история. Описание получилось конечно нудненьким, но сутяжничество это вообще нудное дело. Многие вещи проходились методом проб и ошибок. Весь процесс у меня занял 2 года 1 месяц и 1 день – так что желаю терпения и удачи всем тем, кто захочет это повторить.
ПС: а описание всего процесса здесь заняло меньше места чем один ответ ГИБДД